Среди потока риторики относительно намечающейся встречи Папы Римского и Патриарха Московского почему-то из внимания журналистов и церковной общественности ускользнуло одно немаловажное обстоятельство. Кто с кем встречается? Кого и что представляют каждый из этих двух персон, и какие они имеют полномочия?
Очевидно, что фигуры не равновеликие. И не только потому, что Папа Римский представляет целую конфессию, а Патриарх Кирилл – всего лишь одну из поместных церквей своей конфессии. Несопоставим их канонический вес внутри самих структур, которые они представляют. Для иллюстрации обратимся к соответствующим документам, позволив себе выделить наиболее существенные для нашего случая моменты.
Согласно Кодексу канонического права, Папа Римский «является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле. Поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять» (ККП, канон 331).
Согласно Уставу Русской Православной Церкви, «Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам» (Устав РПЦ, гл. IV, п. 2).
В общем плане функции Патриарха сводятся к двум пунктам того же Устава:
«Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем.
Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом святых Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора» (Устав РПЦ, гл. IV, пп. 4-5).
Согласно же 34-му правилу святых Апостолов, на которое ссылается Устав, «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех».
9-е правило Антиохийского собора несколько иными словами подтверждает тот же принцип, разве что в еще более категорической форме: «[епископ] да не покушается что-либо творить без епископа Митрополии, а также и сей - без согласия епископов».
Так что опальный протоиерей Всеволод Чаплин, хотя и наиболее близко подошел к проблеме, отметив, что «встретятся «два одиночества» - две религиозно-бюрократические системы, в которых решения принимаются узким кругом и в обстановке секретности», совершенно зря равняет эти «одиночества».
Если Папа Римский имеет всю полноту личной власти в Церкви и полную свободу ее осуществлять, «узким кругом» или даже самостоятельно, то Патриарх Московский сам по себе, «без рассуждения всех», то есть без поручения соборов или хотя бы Синода, таких полномочий не имеет вообще. А как мы знаем, ни Собор, ни Синод таких поручений Патриарху не давал. Это тем более разительно, что только что прошел и Архиерейский Собор, и Синод, но у всех этих органов церковной власти не только не получены соответствующие полномочия, но они даже не поставлены в известность о планах Патриарха.
Все, что может Патриарх, «осуществляя свою каноническую власть», детально изложено в п. 7 той же главы Устава. Среди множества подпунктов, для которых даже не хватило букв алфавита, мы не находим ни одного, который бы предусматривал полномочия представлять Церковь в межконфессиональном диалоге только лишь в силу поста Патриарха. Разве что с очень большой натяжкой подошел бы подпункт «к»: «сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени». Но натяжка очень уж большая: все-таки Папа Римский не предстоятель Православной Церкви и для встречи с ним требуются полномочия явно большие. Даже если закроем и на это глаза, то что имеем? Постановлений Соборов и Синода по этому вопросу не было, остается только «от своего имени». Практически как частное лицо. Хорошо, имеет право встречаться. Вот только вряд ли на уровне «первой в истории и ознаменует собой важный этап в отношениях между двумя Церквами» да еще и с предполагаемым подписанием сторонами некоей Совместной декларации. Сам статус такого документа явно предполагает уровень выше «своего имени». Если только… Если только не де-факто предполагаемые за Патриархом полномочия, равные полномочиям Папы Римского: верховной, полной и непосредственной власти и свободного ее осуществления. Без всяких поручений и рассуждений с Соборами и Синодом, как это требуется де-юре.
И здесь мы подходим к разгадке самого главного вопроса, которым мучается православная общественность: почему именно сейчас? Ведь если Ватикан всегда высказывал готовность к такой встрече, то со стороны Московской Патриархии назывались вполне определенные препятствия для этого. Это и «прозелитизм», то есть создание католических епархий на «канонической территории» РПЦ, и ситуация с греко-католиками в Украине, которые обвиняются в насильственном захвате православных храмов. Неужели эти препятствия исчезли? Епархии стоят как стояли, с украинскими греко-католиками еще более напряженная ситуация. Совсем недавно Патриарх Кирилл публично заявлял о «религиозной подоплеке» украинского конфликта, где «униаты и примкнувшие к ним раскольники стараются одержать верх над каноническим Православием на Украине».
Скажем прямо – бывали и поспокойнее времена. Однако встреча стала возможной именно сейчас. В чем же причина? А все дело в том, что мы не там ищем. Эта не столько «важный этап в отношениях между Церквями», сколько решающий этап в отношении внутренней жизни и устройства РПЦ, а именно – становления московского папства. Этапы этого становления мы наблюдаем давно и не только при нынешнем понтификате. Но последний патриарх явно форсирует процесс. Это отражается и в ритуальных «мелочах» и в небывалой централизации и концентрации власти. Даже пресловутое «разукрупнение епархий», думается, имеет под собой не бутафорскую цель «приблизить к народу», – никакого особого «приближения» мы не наблюдаем, – а цель выстраивания жесткой вертикали власти с усилением роли патриарха и снижением роли многочисленного епископата. Да и все мы давно уже приучены воспринимать «святейшего» далеко не как просто «первого по чести среди равных». Он - «глава церкви». Такой же, как Папа. И эта встреча просто логический этап на пути утверждения новой иерархии. Для того, чтобы стать папой, пришло время стать на равных рядом с Папой.
http://forb.by/node/630
Великий сербский ревнитель епископ Косовский Артемий. Найдется ли в России подобный ему лидер ревнительского движения в Церкви?
Братья и сестры во Христе!
Последствия экуменической деятельности ряда иерархов Русской Православной Церкви последних десятилетий привели к трагедии. К трагедии, которая обещает завершиться духовной катастрофой в облике так называемого Всеправославного Собора, который в Постановлении Освященного Архиерейского Собора РПЦ назван «Святым и Великим Собором Православной Церкви»1. Тот же Архиерейский Собородобрил «позицию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года, а также делегаций Русской Православной Церкви в заседаниях Межправославной подготовительной комиссии, Специальной межправославной комиссии и Всеправославного предсоборного совещания, занимавшихся в межсоборный период подготовкой документов по темам повестки дня Святого и Великого Собора Православной Церкви»2, и засвидетельствовал, «что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви»3.
Среди документов, которыми занималась Предсоборная Комиссия и которые были одобрены и приняты на Собрании Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези, самым главным и центральным является «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Это связано с тем, что данный документ служит своего рода экклесиологическим оправданием участия в Экуменическом движении Православной Церкви. То есть этим документом делается попытка на соборном уровне закрепить формы и методы ведения Экуменического диалога, которые были выработаны и отчасти усвоены Поместными Православными Церквами4.
Святые Отцы Православной Церкви: Свт. Серафим (Соболев), Прп. Иустин (Попович), прямо заявляют о том, что экуменизм является ересью. «Экуменизм это общее наименование псевдохристианств, лжецерквей Западной Европы. В немнаходится сердце всех европейских гуманизмов во главе с Папизмом. Все эти лжехристианства являются ни чем иным как некой ересью примыкающей к другой ереси. Ее общее евангельское имя - это всеересь» 5. Но совершенно иного мнения придерживается руководящая часть иерархии РПЦ МП. Архиерейский Собор РПЦ МП «одобрил позицию» патриарха и делегаций РПЦ, участвовавших в выработке проекта документа Всеправославного Собора, первый пункт которого откровенно гласит, что Православная церковь «занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире»6.
На этом фоне вполне логичным продолжением этой экуменической деятельности явилось официальное заявление представителей Московского Патриархата о предстоящей встрече Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска.7
Согласно сообщению ТАСС событие предстоящей встречи и подписание совместной декларации по ее завершении считается окончательно решенным и оспариванию не подлежит.8 Дата встречи – 12 февраля сего года, место встречи – международный аэропорт гор. Гавана (Куба). Помимо патриарха Московского Кирилла и папы Римского Франциска, участниками встречи являются митрополит Волоколамский Иларион и председатель папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох. Истинная цель встречи и предварительный текст, планируемой к подписанию декларации, сознательно не разглашаются. Также втайне остаются и вопросы, подготовленные для обсуждения сторонами, кроме малозначимых общих фраз. Из официальных заявлений митрополита Илариона следует, что встреча планировалась давно, еще с 1994-1996 гг. В то же время председатель ОВЦС сообщает, что такая спешная необходимость встречи вызвана международной террористической угрозой. Однако в период с 1994-1996 гг. проблемы так называемого «международного терроризма» еще не существовало. Также митрополит Иларион заявляет, что принципом взаимодействия РПЦ и папского престола является «не столько богословские вопросы, которые нас сейчас разделяют, сколько реальная жизнь людей»9. Таким образом, митрополит Иларион не считает, что жизнь людей напрямую связана с богословскими вопросами, то есть с вопросами Веры. Однако святые отцы, учителя и исповедники Православия считают совершенно иначе10.
Уже сама встреча патриарха РПЦ МП с римским понтификом, по сути, означает официальное признание римо-католической церкви «церковью сестрой», а значит – признание благодати всех ее таинств и направлений псевдо духовной жизни. Более того, в декларации, которую собираются подписать в Гаване, каким бы ни было ее содержание, будут стоять подписи патриарха РПЦ МП и папы римского, официальный титул которого звучит следующим образом: «епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих». Подпись патриарха РПЦ МП будет означать, что он признал официально титул, а значит и статус папы римского как «верховного первосвященника Вселенской церкви» и таким образом свое подчиненное положение как главы РПЦ МП.
ДОСТОЧТИМЫЕ АРХИЕРЕИ, ПРЕПОДОБНЫЕ ОТЦЫ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ВО ХРИСТЕ!
Такие святые отцы, как Прп. Феодосий Киево-Печерский, Свт. Игнатий (Брянчанинов), Прп. Амвросий Оптинский, Св. Прав. Иоанн Кронштадтский обличали учение римо-католической церкви как душепагубную латинскую ересь. Носовременная ересь папизма еще более страшна, чем во времена Прп. Отца нашего Феодосия. Сегодня она прочно сплавлена с антихристианской ересью иудаизма.Сближение их началось со времен Второго Ватиканского собора, признавшего, что «иудеи доныне остаются любезными Богу», а завершилось признанием папы Бенедикта ХVI, что иудеи и христиане «молятся одному и тому же Господу»11. Заявления последних лет еретика понтифика Франциска и представителей талмудического иудаизма это также подтверждают. Уже в своей первой письменной проповеди – апостольском обращении «Evangelii Gaudium» («Радость Евангелия»), опубликованном в ноябре 2013 г., понтифик уделил особое внимание иудеям, написав: «Как христиане, мы не можем рассматривать иудаизм как чужую религию, так же как не можем относить иудеев к тем, кто призван оставить своих идолов, чтобы обратиться к истинному Богу (1 Кор. 1,9). Мы верим вместе в единого Бога, который действует в истории, и мы вместе с ними принимаем раскрытое общее Слово». Отсюда следовал вывод, что «существует богатая взаимодополняемость, которая позволяет нам вместе читать тексты еврейской Библии и взаимно помогать друг другу углублять богатства Слова»12.
Подводя итог, можно смело сказать: сегодня происходит беспрецедентное для России открытое предательство Православной Веры со стороны части правящей иерархии Московского Патриархата. Точка невозврата пройдена. На наших глазах разворачивается мистическая катастрофа, которая приведет к уже непоправимым последствиям в мире, и они однозначно затронут каждого из нас. Дальнейшее бездействие Православного народа является преступным соучастием в ереси иудео-папизма, а в целом - в богоборческой всеереси экуменизма и глобализма.
Объединяйтесь вокруг стоящих в Истине православных архипастырей, пастырей, обителей и общественных движений на местах, стойте в Истине! «И не приобщайтеся к дeлом неплодным тмы, паче же и обличайте» (Еф.6,11).
Блюдите, бдите и молитеся: не вeсте бо, когда время будет (Мар.13,33)!
Православный Фронт
Следите за дальнейшей информацией. Распространяйте данное обращение как можно более активно и широко. Правила Святых Отец и Каноны Православной Церкви на нашей стороне. Готовится созыв Православного Народного Собора (Поместного).
Источник
1 Постановление от 2-3/02/2016 п.1, п.3 и далее.
2 Там же п.1.
3 Там же п.3.
4 Подробный критический анализ этого док-та см.: http://www.aparatorul.md/удар-по-православной-церкви
5 Прп. Иустин (Попович). Православная церковь и экуменизм. Часть 2 Экуменизм. // Гуманистический экуменизм.
6 «Отношения православной церкви с остальным христианским миром» // Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года. // Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года.
7 russia.tv Вести в субботу.
8 tass.ru 6/02, 13:04.
9 russia.tv Вести в субботу 04:14.
10 ЗАВЕЩАНИЕ ПРП. ФЕОДОСИЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО ЧУДОТВОРЦА «Господи, благослови! Я – Феодосий, худой раб Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа – в чистой и правоверной вере рожден и воспитан в добром научении православными отцом и матерью. Вере латинской /католической/ не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь. Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной Вере, ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная. Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со святыми. А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской – не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит. Если кто начнет хвалить и свою, и чужую, то он двоеверен, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых, и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего, – будет ли то жид или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной Вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос. Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую свою Веру, с дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за веру, а ныне живут во Христе. Ты же, чадо, если увидишь иноверных с верными спорящих, лестью хотящих отвести их от правой веры, – помоги православным. Этим как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь и оставишь их без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане. Если скажет тебе противящийся: "Ваша вера и наша вера от Бога", – то ты, чадо, ответь так: "Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: "Един Бог, едина вера, едино Крещение" (Еф. 4, 5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголющего: "Аще ангел, пришед с небесе, благовестит вам, не яко же мы благовестихом, да будет проклят" (Гал. 1, 8). Вы же /католики/, отринувшие проповеданье Апостольское и Святых Отец, восприняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным Тайнам вместе приступать, не вам к нашим, не нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу – чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать.Тако бо писано: "Воздастся комуждо по делом его" о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь».
11 http://ruskline.ru/analitika/2015/11/29/na_puti_k_antihristu_mehanizmy_iudaizacii_hristianstva/ часть 2
12 http://www.paris.catholique.fr/le-pape-francois-s-exprime-sur-les.html
http://amin.su/content/analitika/9/4387/